Пятница, 04.10.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

НОУ гимназия "Альтернатива" г.Ельца Липецкой области

Меню сайта
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации о гимназии на сайте сети Интернет?
Всего ответов: 15

Концепция воспитательной работы

В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с человеком, его социализацией, самосознанием, идентичностью, духовной жизнью, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной российской школой поставлена масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, интегрирующим не только интеллектуальную, но и гражданскую, духовную, культурную жизнедеятельность школьника. Необходимость решения данной задачи приводит к тому, что в системе общего образования актуализируется значимость таких процессов, как воспитание, развитие и социализация личности,  в связи с чем впервые в истории российского образования в Федеральный государственный стандарт общего образования введен воспитательный компонент.

Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой сформулированы современный национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, определена важнейшая педагогическая цель современного образования, охарактеризованы основные принципы построения открытого и нравственного уклада школьной жизни, даны определения некоторых фундаментальных социальных и педагогических понятий.

 

Воспитание – составляющая процесса образования, духовно-нравственное развитие – один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовно-нравственные ценности.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в пространстве гимназии и в семье.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

 

Педагогический коллектив гимназии « Альтернатива» рассматривает воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, предполагающий взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самоорганизацию.

Соответственно, главная цель воспитательного процесса гимназии - воспитание личности

  • как носителя предметно – практической деятельности и познания;
  • как источник активности, направленной на объект, познающей и изменяющей мир, природу, общество;
  • как хозяина своей судьбы;

Цель реализуется:

  • через формирование мотивационно – потребностной сферы личности на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей (темперамент, способности, ценности, социальный опыт);
  • через обеспечение приоритетности учебно–познавательных мотивов во всей жизнедеятельности гимназистов и динамичности процесса построения межличностных связей в общении детей, что способствует развитию самосознания личности, её моральных качеств и нравственного облика.

Общие задачи духовно – нравственного развития, воспитания и социализации гимназистов классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими.

Приоритетные направления воспитательного процесса  гимназии на ступени начального общего образования:

  1. Гражданско – патриотическое воспитание.
  2. Духовно – нравственное воспитание.
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
  4. Интеллектуальное воспитание.
  5. Здоровьесберегающее воспитание.
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание.
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
  8. Правовое воспитание и культура безопасности.
  9. Воспитание семейных ценностей.
  10. Формирование коммуникативной культуры.
  11. Экологическое воспитание.

Основными направлениями деятельности гимназии по духовно – нравственномуразвитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации гимназистов, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся являются:

  1. Обеспечение принятия гимназистами ценности Человека и человечности;
  2. Формирование мотивов и ценностей гимназистов в сфере отношений к России как отечеству;
  3. Включение гимназистов в процессы общественной самоорганизации;
  4. Содействие социализации гимназистов в семье;
  5. Формирование мотивов и ценностей гимназистов в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии;
  6. Формирование мотивационно – ценностных отношений гимназистов в сфере самопознания, самоопределения,  самореализации, самосовершенствования;
  7. Формирование мотивационно – ценностных отношений гимназистов в сфере здорового образа жизни;
  8. Формирование мотивов и ценностей гимназистов в сфере отношений к природе;
  9. Формирование мотивационно – ценностных отношений гимназистов в сфере искусства.

 

Успешно решать задачи воспитания личности позволяет:

  • объединение объектов воспитательной деятельности и укрепление взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организациионно-деятельностного, оценочно-результативного);
  • расширение диапазона возможностей воспитательного воздействия на личность гимназиста;
  • создание условий для её самореализации и самоутверждения, что способствует развитию творческого потенциала, проявлению неповторимой индивидуальности каждого ученика, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

 

Позитивное воздействие на воспитание личности оказывает процесс формирования и развития традиций гимназии, гуманистических отношений между взрослыми и детьми, совместная творческая, развивающая деятельность гимназии, семьи, общественности, стремление к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины на основе сотрудничества, сотворчества, соуправления, развитие системы ученического самоуправления.

Глубоко осознавая, что фактором эффективности процесса воспитания является его системность (системность целей, содержания, методов и форм), коллектив гимназии взял за основу форму воспитания по блокам, рассчитанную на все годы обучения. Материал каждого года включает блоки:

  1. Воспитание отношения к человеку, обществу, идеалу жизни, идеалу человека.
  2. Психическое развитие (от развития произвольности психических процессов к  самопознанию, самоопределению).
  3. Овладение этикетом по уровням.
  4. Приобщение к здоровому образу жизни (от элементарных сведений о гигиене до самоорганизации здорового образа жизни).
  5. Развитие самоуправления и творчества (от формирования опыта деятельности доколлективной деятельности)

 

Блок дает возможность:

                    

  • Овладеть теоретическими знаниями;
  • Сформировать практические умения и навыки;
  • Предоставить условия для самовыражения;
  • Научиться анализу и самоанализу;
  • Появиться потребности в дополнительном образовании;
  • Привлекать родителей к формам воспитательной работы;
  •  Выходить на контакт со специалистами, творческими людьми;
  •  Использовать широкое разнообразие форм работы;
  • Посещать историко – литературные места.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright НОУ "Гимназия Альтернатива" © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz


ВсОШ Липецкая область